Совет Министров разрешил принимать шкурки соболей без ограничения

Совет Министров разрешил принимать шкурки соболей без ограничения

В 1986 г. ВНИИОЗ выступил с инициативой проведения эксперимента по самостоятельному ведению и регулированию промысла соболя в промхозах ряда областей. Было разработано методическое руководство и направлено для согласования в Главохоту РСФСР. Заместитель начальника Главного управления В. И. Фертиков был против проведения эксперимента. В качестве доводов указывалось, что предлагаемая приемка шкурок соболя от охотников без ограничения противоречит плановому порядку эксплуатации ресурсов вида, а это чревато серьезными последствиями в охране соболя. Тогда как на совещании по соболю в 1981 г. он же признавал, что: «Существующая лимитно-договорная система организации промысла и заготовок шкурок соболя не обеспечивает охрану вида, так как по существу ограничивает заготовки, а не фактическую добычу соболей» (Фертиков, 1983).

В 1988 г. Совет Министров Тувинской АССР разрешил принимать от охотников шкурки соболей без ограничения. В связи с успешным ходом промысла сроки добычи соболя были ограничены IV кварталом. При этом соболиных шкурок удалось заготовить почти в два раза больше плана. Заготовки приблизились к максимальному уровню сбора шкурок в начале 60-х годов, когда практически не было их утечки на «черный рынок».

Рост заготовок шкурок соболя в сезоне 1988/89 г. на 9—13% а крупных регионах служит наиболее достоверным показателем высокой численности вида. Контроль за экологической обстановкой популяций при фактическом изъятии около 340 тыс. особей показал нормальное их состояние, что позволяет использовать эту цифру как показатель допустимой добычи в фазу пика численности вида. В пересчете на единицу площади (на 1000 га свойственных угодий) в СССР добыто по 0,71 зверька, что допустимо при средних плотностях населения, равных 2,13 особи. По учетным же данным, этот показатель биологической продуктивности соболя близок к 2,3 особи на ту же единицу площади. Это еще раз подтверждает нормальное опромышление популяций соболя, в отдельных местах имеющих еще и некоторый экологический резерв.

Однако при существующей организации ведения охотничьего хозяйства мы не должны допускать стихийности в промысле соболя.

Для более полного и рационального использования запасов этого вида считаем необходимым заменить ограничение добычи соболя лимитами, территориальным регулированием промысла с созданием резервных угодий на каждом промысловом участке охотника. Лицензионная система в настоящее время не может обеспечить охраны соболя при неизбежной интенсификации охотничьего хозяйства. Охрану вида можно более эффективно осуществлять сокращением сроков добычи или запретом промысла на 1—2 года в местах, где будет установлено резкое сокращение численности. При этом необходимо усилить экологический контроль за состоянием популяций. В промхозах охотоведам следует провести паспортизацию всех промысловых участков охотников. Осуществляя строгий учет добычи соболей, нужно следить за ее поквартальной динамикой. Все это позволит отработать механизм принятия решений и мер сохранения соболя на оптимальных уровнях численности.

Для повышения материальной заинтересованности охотников и возмещения затрат необходимо пересмотреть закупочные цены на шкурки соболя. Решать вопрос нужно обязательно в контексте с главной экономической проблемой охотничьей отрасли — рентабельностью пушного промысла за счет уменьшения необоснованно высокого налога с оборота на пушнину (Мельников, 1988). Кроме того, давно назрела необходимость упрощения стандартов на шкурки соболя с отменой их кряжевания. Для того чтобы сократить путь пушнины от охотника до потребителя, нужно ликвидировать лишние промежуточные звенья.